Дорогие друзья! Приём заказов на шины, диски временно приостановлен по техническим причинам. Приносим свои извинения. Ориентировочное время устранения неполадок 2 - 3 дня.
Регистрация Войти

Полезное


14 Апреля 2014

Основные сведения о колесных дисках

Внешний вид автомобиля может существенно повысить статус своего владельца. А может создать ему неподходящую репутацию.

Движение во вращении


И немаловажную роль здесь играет выбор колесных дисков. Как удачно подобранная к дорогому костюму обувь, они могут сделать человека владельцем солидного транспортного средства или продемонстрировать окружающим небрежное отношение к состоянию своего «железного коня».

Автомобильные колеса незаметно превратились из технически важной детали в продукт дизайнерской мысли. Это в первую очередь относится к колесным дискам. Они служат веской причиной, заставляющей нас невольно поворачивать голову вслед за проезжающим по улице хорошо «упакованным» автомобилем или с плохо скрываемым восхищением и завистью разглядывать его на стоянке.

Несмотря на все поражающие воображение дизайнерские изыски, основным назначением колес по-прежнему остается надежное и устойчивое сцепление автомобиля с дорожным покрытием. За счет их соприкосновения с поверхностью, автомобиль обретает не только четыре надежные точки опоры, но и получает возможность достаточно быстро перемещаться в нужном направлении. Применение колес с шинами, содержащими воздух, позволило эффективно сглаживать неровности, возникающие по ходу движения транспортного средства. В соответствии с принятыми техническими терминами, колесо состоит из колесного диска и обода в сборе, без включения шины. А диском обозначается элемент, осуществляющий соединение ступицы и обода.

Основные части

Обод и диск – составные части колеса автомобиля.

Обод

Обод является внешней частью колеса. Он имеет форму цилиндра со сложным профилем, которая обусловлена технологическими требованиями к установке шины. Борта современных покрышек обладают достаточной высотой и эластичностью для применения неразъемного типа обода, конструкция которого наделена такими полезными свойствами как жесткость и небольшая масса. За счет максимальной технологичности обод удобен в применении и хорошо поддается герметизации.

Основными частями обода являются закраины (1), полки (2) и ручей (3).

Закраины предназначены для фиксации шины на ободе и ограничения ее перемещения. Они имеют высокую жесткость и прочность, необходимую для работы под воздействием усилий, которые создаются бортами шины. Закраины рассчитаны на восприятие нагрузок, возникающих в результате применения монтажных инструментов. Они способны выдержать ударное воздействие неровностей дороги в случае наезда колеса на препятствие.

Полки являются опорными поверхностями для шины. Их наклон, как правило, составляет пять градусов. Эта особенность значительно повышает плотность посадки шин.

При применении бескамерных шин, безопасность их эксплуатации обеспечивают дополнительные кольцевые выступы на обеих полках – подкаты или хампы. Они выполняются с заостренным либо округлым профилем. Хампы защищают борта от соскальзывания в ручей, которое может возникнуть при резком повороте или в случае частичной разгерметизации шины (сниженном давлении накачки). Вместе с тем подкаты создают сложности при перебортовке колес. Поэтому один из таких парных выступов изготавливается немного меньшей высоты, чем другой.

Ручей служит для облегчения монтажа и демонтажа шин. Он имеет большую глубину, которая усиливает поперечную жесткость обода. В конструкции ручья технологичность в какой-то степени приносится в жертву компоновке, поэтому он имеет не симметричное расположение относительно продольной плоскости симметрии, а немного смещен наружу. Это позволяет широко варьировать местоположение тормозных механизмов колес.

Диск

Автомобильные диски изготавливаются с немного выгнутой наружу формой. Такой прием способствует улучшению общей компоновки. К тому же профиль сложной формы позволяет повысить поперечную жесткость диска.

В центре диска располагается отверстие для ступицы колеса, а рядом с ним – несколько отверстий для крепежа. В конструкции диска предусмотрены и другие отверстия, представляющие собой проемы различной формы. Кроме декоративной функции, они способствуют снижению общей массы диска и обеспечению вентиляции механизма тормозов. Если такие отверстия имеют значительный размер по отношению к размеру всего диска, то промежутки между ними называют спицами. Чаще всего такое определение относится к литым и кованым колесам. Некоторые модели дисков успешно применяются для интенсивного отвода тепла, возникающего в процессе торможения, для чего их изготавливают в форме лопастей. Правое и левое колесо при этом становятся невзаимозаменяемыми.

Особенности маркировки

Маркировка диска позволяет облегчить его выбор с учетом требуемых условий эксплуатации и нужной модели автомобиля.

За основу маркировки приняты, согласно международным соглашениям, характеристики обода, располагаемые в следующем порядке:

  • ширина обода по посадочным полкам между закраинами в дюймах
  • буквенное обозначение формы закраины
  • пометка «х» для неразъемных и «–» для разъемных ободов
  • максимальный диаметр конических полок обода, на который монтируется шина (посадочный диаметр в дюймах)
  • буквенное обозначение типа посадочной полки (представляет собой информацию о наличии хампов, их количестве и форме)

Изредка на маркировке встречается значок «-S», обозначающий симметричность профиля диска.

Рассмотрим пример маркировки: 5J x 13 Н2

Колесо имеет ширину обода 5 дюймов с закраиной высотой 17,3 мм (тип J) и является неразборным. Посадочный диаметр – 13 дюймов. Имеет два обычных хампа на полках обода (FH – для усеченных хампов, СН – для комбинированных и SL – отсутствие хампов), несимметричное.

На маркировке диска обязательно указывается дата изготовления, максимальная статическая нагрузка (в кгс или фунтах), знак соответствия нормативам (в России – это ГОСТ Р50460) и величина вылета обода в мм (расстояние от продольной плоскости симметрии обода до привалочной плоскости диска). Последний параметр может обозначаться как OFFSET, ET и DEPORT. При отрицательной величине вылета его длина помечается знаком «–». Пример: ЕТ –15

Расчет вылета для колес обычно осуществляется изготовителем. Требуется строгое соблюдение значений данного параметра, как при производстве, так и при подборе колес, потому что от него напрямую зависит их безопасное расположение в колесных арках. В реальных условиях возникает разность расчетной и действительной величин. Она образует некое плечо, на которое действует сила, дополнительно нагружающая подвеску и поворотный механизм. Влияние этой силы может спровоцировать значительное отклонение автомобиля от заданного курса, поэтому допущение в этом случае не должно превышать ±5 мм.

Различные страны – производители могут включать в маркировку клеймо рентгеноскопии, предельное давление в шине и другие параметры, значение которых лучше уточнить у специалиста.

Обязательно требуется знать значение диаметра посадочного цилиндра ступицы, чтобы правильно выбрать колеса для определенного автомобиля. Диаметр центрального отверстия диска (DIA) должен соответствовать ему с минимальным значением зазора. У некоторых производителей встречаются заведомо большие значения DIA, что объясняется стремлением к увеличению области применения таких колес. Монтаж данных изделий осуществляется с использованием специальных центровочных переходных колец.

Другим необходимым параметром, который нужно знать при выборе колес, является диаметр расположения отверстий крепления колеса, обозначаемый PCD. Наличие его в маркировке сопровождается последующим указанием количества отверстий и диаметра их расположения (в мм), разделенных знаком «/». Пример: PCD 5/108.

Если значение PCD отсутствует, то необходимо измерить рулеткой или линейкой промежутки между центрами диаметрально противоположных отверстий при их четном количестве или замерить расстояние между центрами соседних отверстий (L), а далее воспользоваться формулами для расчета, применяемых при нечетном количестве отверстий. В качестве примера, формулы для трех и пяти отверстий будут следующими: PCD = L * 1,155 и PCD = L * 1,701.

Поделиться:

Вверх